Раздельное питание

Сейчас раздельным питанием увлекаются очень многие. Кто-то таким образом пытается похудеть, кто-то просто проявляет заботу о своем здоровье. Хотя большинство людей пока лишь что-то слышали об этом модном увлечении, но на себе его еще не пробовали. Еда — существенная часть сбалансированной диеты».
Фран Лебовиц
Сейчас раздельным питанием увлекаются очень многие. Кто-то таким образом пытается похудеть, кто-то просто проявляет заботу о своем здоровье. Хотя большинство людей пока лишь что-то слышали об этом модном увлечении, но на себе его еще не пробовали. Идея правильного сочетания продуктов питания существует очень давно. Еще врачи Древнего Рима выделяли неблагоприятные сочетания пищевых продуктов, плохо усваиваемых желудком, и призывали к осторожности в отношении соленых, тушеных, очень сладких, жирных продуктов. Классическая теория раздельного питания была предложена американским врачом Гербертом Шелдоном еще в 1928 году, но настоящий ее расцвет пришелся на вторую половину XX века. Что же лежит в основе теории раздельного питания? Итак, все продукты Шелдон разделил на несколько групп, некоторые из которых сочетать друг с другом можно, а некоторые категорически нельзя. Рассмотрим как классифицировал продукты Шелдон и его последователи и чем они это мотивировали.
Сначала — мясо, птица, рыба, которые обязательно должны быть постными. Для мяса всех видов благоприятно сочетание с зелеными и некрахмалистыми овощами, т.к. такое сочетание нейтрализует вредные свойства животных белков, помогает их перевариванию и выведению излишнего холестерина из крови.
Во-вторых, зернобобовые (фасоль, горох, чечевица и т.п.), особенности совместимости которых с другими продуктами объясняют двойственной природой. Как крахмалы, они хорошо сочетаются с жирами, особенно легкими для усвоения — растительным маслом и сметаной, а как источник растительного белка хороши с зеленью и крахмалистыми овощами.
В-третьих, растительное масло — это высокополезный продукт, если он употребляется в сыром и нерафинированном виде. В-четвертых, кондитерские изделия. Сахара тормозят секрецию желудочного сока. Для их переваривания не нужны ни слюна, ни желудочный сок: они усваиваются непосредственно в кишечнике. Если же сладости едят с другой пищей, то надолго задерживаясь в желудке, они очень скоро вызывают в нем брожение и, кроме того, снижают подвижность желудка.
В-пятых, картофель и т.п. Запрет на сочетание животных белков с крахмалистыми продуктами — это первый и, пожалуй, самый важный закон раздельного питания. Хлеб считается отдельной едой (например, с маслом), а не обязательным добавлением к каждой пище. Однако, хлеб, приготовленный из неочищенного, цельного зерна можно есть с различными салатами, независимо от их состава. В-шестых, кислые фрукты и помидоры. К кислым фруктам во всех случаях относятся цитрусовые и гранаты, а все остальные по вкусу. Помидоры выделяются из всех овощей высоким содержанием кислот — лимонной, яблочной, щавелевой.
В-седьмых, сладкие фрукты. Приемлемо их сочетание с молоком и орехами, однако в небольшом количестве, т.к. это тяжело для пищеварения. Но лучше фрукты (кислые и сладкие) вообще лучше ни с чем не сочетать, т.к. они усваиваются в кишечнике. Есть их нужно не менее, чем за 15- 20 минут до принятия пищи. Особенно строгим это правило должно быть в отношении арбузов и дынь. В-восьмых, зеленые и некрахмалистые овощи. К ним относятся вершки всех съедобных растений (зелень петрушки, укропа, сельдерея, ботва редиса, свеклы), салат, дикорастущие «столовые» травы, а также капуста белокочанная, зеленый и репчатый лук, чеснок, огурцы, баклажаны, болгарский сладкий перец, зеленый горошек. Редис, брюква, редька и репа — это «полукрахмалистые» овощи, которые по сочетаниям с различными продуктами скорее примыкают к зеленым и некрахмалистым.
К категории крахмалистых овощей относятся: свекла, морковь, хрен, корешки петрушки и сельдерея, тыква, кабачки и патиссоны, цветная капуста. Сочетание этих овощей с сахаром вызывает сильное брожение, остальные сочетания или хороши, или допустимы. Молоко — отдельная еда, а не питье. Попадая в желудок, молоко должно свернуться под воздействием кислых соков. Если же в желудке присутствует другая пища, то частицы молока обволакивают ее, изолируя от желудочного сока. И до тех пор пока не переварится свернувшееся молоко, пища остается необработанной, загнивает, процесс пищеварения затягивается. Творог — это трудноперевариваемый полноценный белок. Продукты, однородные с кислым молоком (сметана, сыр, брынза) совместимы. Самые приемлемые сыры — молодые сыры типа домашнего, т.е. нечто среднее между творогом и сыром. Плавленые сыры — продукт неестественный, значительно переработанный. Брынза — это полезный белковый продукт, требующий, однако, отмачивания в холодной воде от излишней соли.
Яйца — этот белковый продукт не отличается легкостью усвоения. Тем не менее, яйца не так уж плохи: их сочетание с зелеными и некрахмалистыми овощами нейтрализует вред от высокого содержания холестерина в желтке.
И, наконец, орехи. Благодаря богатому содержанию жиров орехи сродни сыру. Однако, сыр содержит животные жиры, а орехи легкоусваиваемые растительные.
Концепция Шелдона такова, что большинство пищевых продуктов нормально и безболезненно усваиваются организмом только при их раздельном употреблении. Это предположение основано на данных физиологии пищеварения — для жиров, белков и углеводов необходимы специальные ферменты, которые подавляются пищей. Например, жиры подавляют секрецию желудочного сока и препятствуют нормальному перевариванию белков, что приводит к процессам брожения и гниения в кишечнике. В теории также подчеркивается, что для переваривания злаков (рожь, овес, ячмень, гречка, рис, пшеница и т.д.), изделий из муки, углеводистых овощей (картофель, репа, пастернак), углеводистых фруктов (финики, инжир, бананы), всех сладостей необходима щелочная среда. Для полного использования энергии мяса, рыбы, мяса птицы, яиц, молочных продуктов организм создает кислую среду. Нейтральная среда «справляется» с овощами, орехами, грибами, творогом и сыром, растительными и животными маслами, жирами. Нельзя смешивать в одном приеме пищи щелочные и кислые. Можно нейтральные только с кислыми или только со щелочными, в одном приеме пищи только щелочные или только кислые.
Используя такую схему питания человек, по мнению Шелдона, может значительно оздоровить свой организм, избавиться от шлаков, а значит, косвенным образом, и убрать лишний вес. Надо сказать, что у теории раздельного питания огромное количество сторонников и последователей во всем мире, которые убеждены, что именно она помогла им сохранить здоровье и отличную форму. Однако и количество ее оппонентов с каждым годом становится все больше. Что же не устраивает противников теории в стройных доводах Шелдона? Начнем с того, что продуктов, которые бы содержали только белки, жиры или углеводы, практически не существует в природе (исключение — чистый сахар или белок яйца). А значит, действительно раздельное питание все равно невозможно. Кроме того, в процессе эволюции пищеварительный тракт человека приспосабливался именно к смешанному питанию. Да и народные рецепты приготовления пищи, проверенные веками и многими поколениями, тоже никак не укладываются в теорию раздельного питания.
Теперь о главном тезисе теории: непереваренная пища, согласно Шелдону, находясь в желудке и кишечнике, начинает гнить, что приводит к образованию ядов (токсинов), отравляющих организм. Большинство диетологов крайне негативно относятся к этому утверждению. У каждого здорового человека пища в желудочно-кишечном тракте переваривается, а вовсе не накапливается. Кроме того, в желудке здорового человека вырабатывается соляная кислота, в которой погибают микроорганизмы, вызывающие процессы гниения. А все те ужасы, которые описывает Шелдон, могут по мнению диетологов наблюдаться лишь у людей с полностью нарушенными функциями желудочно-кишечного тракта и дисбактериозом. А тут уж раздельным питанием не поможешь!
Еще одно утверждение Шелдона связано с тем, что причиной большинства аллергий является именно неусвоенная пища. Вопрос спорный, так как причинами аллергий служат разные факторы. Как правило, аллергия на пищевые продукты возникает в результате индивидуальной непереносимости какого-либо компонента еды (яичный желток и т.п.). А уж неусвоение пищи, проявляющееся рвотой, диареей — это уже результат защитной реакции сенсибилизированного организма на поступивший с пищей аллерген.
Теперь об одновременном употреблении белков и жиров: Шелдон утверждает, что это недопустимо. Однако многие диетологи утверждают, что абсолютно ничего страшного в этом нет. Мало того, белки только активизируют переработку жиров.
Ну а утверждение, что жиры, белки и углеводы не могут перевариваться вместе, врачи уж совсем не воспринимают всерьез. Все они прекрасно перевариваются в двенадцатиперстной кишке. В состав пищеварительного сока одновременно входят амилаза и мальтаза для расщепления углеводов; трипсин и химотрипсин для расщепления белков и липаза для расщепления жиров, а также нуклеаза, расщепляющая нуклеиновые кислоты. Ферментный состав сока прекрасно сбалансирован организмом в зависимости от преимущественного употребления белков, жиров и углеводов.
Есть также специалисты, которые не только не верят в эту концепцию, но и считают ее опасной для здоровья. Но сразу оговорюсь, что речь идет лишь о тех, кто очень точно и очень долго следует теории раздельного питания. Дело в том, что при переваривании белков организм вырабатывает одни ферменты, при усвоении углеводов — другие. Если такое питание продолжается долго, то организм просто утрачивает способность вырабатывать эти ферменты одновременно. То есть, вернуться к обычной системе питания становится практически невозможно. И даже невинный салатик оливье (противоречащий всей теории Шелдона!) в гостях может вызвать у приверженца раздельного питания серьезные проблемы со здоровьем. Конечно, чтобы это произошло, организм должен уже полностью перестроиться на новый режим питания (а на это необходимы годы). Значит ли все выше написанное, что теория Шелдона не имеет смысла. Безусловно, нет. Во-первых, необходимость есть белки, жиры и углеводы отдельно друг от друга приводит к более дробному питанию (а это всегда только на пользу). Во-вторых, небольшие курсы раздельного питания действительно могут привести к потере веса. Кроме того, сочетать мясо не с макаронами или картошкой, а с зелеными овощами (как советует Шелдон), безусловно полезнее. Кроме того, действительно существуют некоторые сочетания продуктов, которые могут восприниматься организмом плохо. Но это, как правило, следствие индивидуальной непереносимости. Итак, решайте сами, стоит ли следовать теории Герберта Шелдона. Но помните, что любой резкий сдвиг в многолетних привычках питания может принести больше вреда, чем пользы. Перестройке образа питания обязательно должен предшествовать «разгрузочный день». Он простимулирует обмен веществ и вывод шлаков из вашего организма. А для тех, кто просто заботится о своем здоровье и сохранении хорошей формы, осмелюсь дать несколько советов:
ешьте только тогда, когда вы голодны; приучите себя ежедневно что-то делать для своей спортивной формы. Это может быть продолжительная прогулка, а может быть плавание, или езда на велосипеде, или гимнастика; освободитесь от угрызений совести, если вы в кулинарном смысле вышли за рамки дозволенного (в гостях, на празднике). Просто ешьте в последующие дни несколько меньше или только овощи и фрукты; никогда не ходите за покупками, если вы голодны, так как вы с вашим пустым желудком буквально обрушиваетесь на , предлагаемые в магазинах; ешьте медленно и основательно прожевывайте пищу. Так быстрее приходит чувство сытости, и пища оптимально переваривается; откажитесь от возбуждающих средств (алкоголя, курения, острых пряностей); уменьшите потребление поваренной соли.
Источник: MedicInform.Net

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…