Широкое распространение урогенитального хламидиоза привело к увеличению частоты этой патологии среди беременных женщин и повысило опасность внутриутробного поражения плода.Клинический вестник 1, 1998»Кремлевская медицина. Клинический вестник» № 1 ЯНВАРЬ — МАРТ 1998г.
Перинатальные исходы в зависимости от сроков проведения этиотропного лечения
урогенитального хламидиоза у беременных женщин
Е. Н. Фомичева, Е. Н. Зарубина
Широкое распространение урогенитального хламидиоза привело к увеличению частоты этой патологии среди беременных женщин и повысило опасность внутриутробного поражения плода. По данным литературы, от 2 до 21% беременных инфицировано Chlamydia trachomatis [1]. Беременность при хламидийной инфекции протекает неблагоприятно и нередко осложняется угрозой прерывания, несвоевременным излитием околоплодных вод, преждевременными родами. Известно, что дети у матерей, инфицированных хламидиями, имеют малую массу тела при рождении [4, 14]. Описаны случаи внутриутробного инфицирования плода и его антенатальной гибели [7]. Фетальные потери при хламидийной инфекции составляют 5,5% [1]. Мертворождаемость в этой группе достигает 14%, а перинатальная смертность 36,1% [2].
Согласно литературным данным, от 30 до 70% детей инфицируются, проходя через родовые пути матери, больной хламидиозом [3]. Тем не менее, до настоящего времени остаются нерешенными многие вопросы профилактики и лечения хламидийной инфекции у беременных. Нет единого мнения о показаниях и сроках проведения этиотропной терапии у беременных женщин, больных хламидиозом.
Целью настоящей работы явилась оценка эффективности этиотропной терапии хламидийной инфекции у беременных в зависимости от сроков ее проведения.
Материалы и методы исследования
30 беременным женщинам с урогенитальным хламидиозом проведено комплексное лечение в разные сроки беременности: в I триместре — 5 пациенткам, во II — 15, а в III — 10. 23 из них получали эритромицин или вильпрафен 2 г/сут в течение 7 дней, а 7 беременных во II—III триместрах — сумамед однократно 1г. В связи с сохраняющимися клиническими проявлениями цервицита 4 пациенткам местно применяли далацин (5 г 2% крема интравагинально 7 дней) или октенисепт (в разведении 1:4 в виде вагинальных ванночек с экспозицией 1 мин в течение 7 дней). На втором этапе лечения с целью восстановления вагинального микробиоценоза проводилось местное лечение эубиотиками: лактобактерин 3 дозы интравагинально 10 дней. Одновременно использовались препараты, повышающие неспецифическую резистентность организма: поливитамины, настойка элеутерококка.
Эффективность терапии оценивали по результатам реакции прямой иммунофлюоресценции на присутствие хламидийного антигена в контрольных мазках из цервикального канала у беременных и в соскобах с конъюнктивы, слизистой носа, задней стенки глотки и вагины у новорожденных детей.
Результаты исследования и их обсуждение
Таблица
Влияние сроков проведения антибактериальной терапии хламидиоза у беременных
на исходы гестационного процессаI
триместр
(n = 5)II
триместр
(n = 15)III
триместр
(n = 10)
Угроза прерывания2 12 3
Хроническая фетоплацентарная недостаточность- 3 4 Гипоксия плода:
хроническая — 1 4
острая1 3 —
Гипотрофия плода- 2 4
Самопроизвольный аборт в поздние сроки- 3 — Роды:
преждевременные — 3 1
своевременные5 9 9
Несвоевременное излитие вод1 7 4
Аномалии родовой деятельности3 5 1
Хориоамнионит- 5 2
Гистология последа:
воспалительно измененная плацента — 4 5 неспецифически измененная плацента1 6 5 Послеродовые осложнения:
эндометрит- 2 —
субинволюция матки — 1 2
расхождение швов- — 1
Перинатальные потери — 4 —
Дети, инфицированные хламидиями2 10 5
Манифестная форма перинатального хламидиоза- 3 —
Неспецифические проявления
перинатального хламидиоза2 8 10
Полученные результаты, представленные в таблице, свидетельствуют, что при лечении хламидийной инфекции в I триместре беременность протекала наиболее благоприятно, хроническая фетоплацентарная недостаточность не развивалась, не было выявлено ни одного случая хориоамнионита или плацентита. Беременность у всех пациенток закончилась родами в срок, послеродовой период протекал гладко. Все дети родились в удовлетворительном состоянии с хорошими массоростовыми показателями. Манифестных форм перинатального хламидиоза не было. Лишь у двух детей обнаружены неспецифические проявления хламидийной инфекции. При лечении урогенитального хламидиоза во II триместре беременности получены следующие результаты. Почти у всех пациенток этой группы отмечалась угроза прерывания беременности, в 20% случаев развилась хроническая фетоплацентарная недостаточность. Три беременности закончились самопроизвольным абортом в 22, 25 и 26 недель беременности. У каждой пятой пациентки произошли преждевременные роды. Во всех наблюдениях роды осложнились либо несвоевременным излитием вод, либо аномалией родовой деятельности. У 20% родильниц послеродовой период осложнился эндометритом или субинволюцией матки. Перинатальные потери составили 26,7%: погибли три плода и один глубоконедоношенный ребенок (срок гестации — 30 недель, масса 1100 г). 10 из 12 детей оказались инфицированными хламидиями, у 2 диагностирована внутриутробная гипотрофия. У 3 обнаружена манифестная форма хламидийной инфекции: внутриутробная пневмония, конъюнктивит и назофарингит. Еще у 8 детей выявлены неспецифические признаки перинатального хламидиоза. В группе беременных, получавших лечение в III триместре, у трети пациенток беременность сопровождалась угрозой прерывания, в 40% случаев к этому сроку уже сформировалась хроническая фетоплацентарная недостаточность. Преждевременные роды произошли у одной пациентки в 37 недель беременности. У 9 беременность закончилась своевременными родами. Тем не менее, у половины рожениц родовой акт осложнился либо аномалией родовой деятельности, либо несвоевременным излитием околоплодных вод. В 2 случаях развился хориоамнионит. При гистологическом исследовании последов во всех случаях обнаружены патологические изменения в плаценте и оболочках: в половине наблюдений выявлены хориодецидуит, интервиллезит и фуникулит, а еще в половине наблюдений отмечены неспецифические изменения в виде отложения кальцинатов, фибриноида и образования инфарктов. Послеродовой период осложнился субинволюцией матки или расхождением швов промежности у трети родильниц. Половина детей родились, инфицированными хламидиями. У 40% выявлена внутриутробная гипотрофия. Все дети имели неспецифические проявления перинатального хламидиоза и осложненное течение раннего неонатального периода.
Результаты нашего исследования подтвердили мнение зарубежных авторов [12], что лечение беременных женщин надо начинать как можно раньше, лучше в первом триместре беременности. Во-первых, при хламидийной инфекции с ранних сроков беременности развивается угроза ее прерывания, которая обусловлена воспалительными изменениями эндометрия и зачастую не поддается лечению традиционными методами, что приводит к самопроизвольному выкидышу. Более того, у беременных с урогенитальным хламидиозом развивается хориоамнионит, при котором прогноз в отношении исхода беременности крайне неблагоприятный даже на фоне антибактериальной терапии. Во-вторых, как показали наши исследования, у трети пациенток с хламидийной инфекцией возникает хроническая фетоплацентарная недостаточность. Следовательно, необходимо провести лечение как можно раньше, чтобы предупредить ее развитие. И наконец, возможно внутриутробное заражение плода хламидиями через инфицированные околоплодные воды. Согласно концепции А. С. Анкирской, в связи с синдромом инфекции околоплодных вод превентивное лечение плода путем введения антибиотиков матери бесперспективно, так как создать при этом терапевтическую концентрацию антибиотика в очаге инфекции практически невозможно, поскольку последние формируются в легких, желудочно-кишечном тракте плода, то есть органах, не функционирующих внутриутробно и поэтому минимально снабжающихся кровью. Таким образом, антибактериальную терапию необходимо проводить как можно раньше, чтобы предупредить распространение инфекции на плодное яйцо или составные части фетоплацентарного комплекса.
Естественно, что антибактериальные препараты, используемые во время беременности, должны обладать терапевтической эффективностью и не оказывать эмбриотоксического действия. При хламидийной инфекции во время беременности препаратами выбора являются эритромицин и вильпрофен, относящиеся к группе макролидов. В литературе мы не встретили ни одного сообщения об эмбриотоксическом эффекте данных препаратов. Анализируя результаты лечения хламидийной инфекции у беременных, мы получили наилучшие результаты, применяя эритромицин или вильпрафен в I триместре беременности 2 г/сут в течение 7 дней.
Выводы
1. Необходимо проведение скрининг-обследования всех беременных на хламидийную инфекцию с целью более раннего ее выявления и лечения.
2. Наиболее эффективным является раннее лечение, проведенное в конце I триместра беременности.
3. Препаратами выбора являются представители группы макролидов — эритромицин или вильпрофен в суточной дозе 2 грамма в течение не менее 7 дней.
4. Антибактериальную терапию беременных с урогенитальным хламидиозом необходимо сочетать с препаратами, повышающими неспецифическую резистентность организма (настойка элеутерококка, поливитамины). На втором этапе лечения для восстановления вагинального микробиоценоза следует проводить местное лечение эубиотиками.
Литература
1. Айламазян Э. К. // Вестн. Рос. ассоц. акуш. -гинек. — 1995. — № 2. —
С.3—11.
2. Анастасьева В. Г., Анастасьева Н. В., Киселева Т. В. // Актуальные вопросы диагностики и лечения хламидийных инфекций. — М., 1990.
3. Башмакова М. А., Кошелева Н. Г., Калашникова Е. П. // Акуш. и гин. — 1995.
— № 1. — С.15—18.
4. Булиенко С. Д., Рой О. В. // Иммунология репродукции: Тез. докл. III Всесоюз. симпоз. — Киев, 1987. — С.95—96.
5. Гуртовой Б. Л., Анкирская А. С., Ванько Л. В., Бубнова Н. И. // Акуш. и гин. — 1994. — № 4. — С.20—26.
6. Ориэл Дж, Риджуэй Дж. Хламидиоз. — М., 1984
7. Савичева А. М., Генитальные и перинатальные инфекции хламидийной природы:
Автореф. дис. … канд. мед. наук. — М., 1986.
8. Ульданов Г. А., Долматова И. А. Хламидии (гальпровии) и хламидиозы. — М., 1982.
9. Федорова М. В., Тареева Т. Г. // Инфекция в акушерстве. Сб. науч. тр. — М., 1994. — С.4—12.
10. Alger L. S., Lovсhik I. E. // Am. J. Obst. Gynecol. — 1991. — Vol. 165. —
P.375—381.
11. Carrol J. C. // Can. Fam. Physician. — 1993. — Vol. 39. — P.97—102.
12. Cohen I. // Clln. ther. — 1992. — Vol. 14. — P.185—191.
13. Donders G. G., Moerman P., De-Wet G. H. et al. // Arch. Gynecol. Obstet. —
1991. — Vol. 249. — P.79—85.
14. Majeroni В. А. // Am. Fam. Phys. — 1994. — Vol. 49. — P.1825—1829.
15. Much D. N., Yeh S. Y. // Public. Health. Rep. — 1991. — Vol. 106. —
P.490—493.
16. Schlogi H., Rudelstorfer R., Kosian K. // Z. Geburtshilfe perinatol. —
1988. — Bd. 192. — S.263—265.