Коров довел до бешенства корм из людей

Авторитетный медицинский журнал The Lancet в конце прошлой недели опубликовал сенсационный материал. Согласно теории Алана и Нэнси Колчестер (Alan and Nancy Colchester), первые случаи «коровьего бешенства» (bovine spongiform encephalopathy, BSE) среди крупного рогатого скота в Британии были связаны с тем, что в корма могли попасть инфицированные человеческие останки.Авторитетный медицинский журнал The Lancet в конце прошлой недели опубликовал сенсационный материал. Согласно теории Алана и Нэнси Колчестер (Alan and Nancy Colchester), первые случаи «коровьего бешенства» (bovine spongiform encephalopathy, BSE) среди крупного рогатого скота в Британии были связаны с тем, что в корма могли попасть инфицированные человеческие останки.
Сразу оговоримся, что авторы исследования не претендуют на абсолютную истину, тем не менее, их предположения и выводы настолько серьезны, что заинтересовали и убедили редакцию такого влиятельного медицинского издания.
Коровки взбесились, поев индийской человечины
Суть проблемы в следующем: в 60-х и 70-х годах Великобритания в больших количествах импортировала из Южной Азии, а именно из Индии, Пакистана и Бангладеш, удобрения и корма для животных. Сбором материалов для изготовления, например, костной муки в подавляющем большинстве случаев занимались местные жители. Не исключен вариант, что среди собранных костей животных могли оказаться и человеческие кости, а также останки, включающие и мягкие ткани.
Такое прежде случалось — в 60-х годах во Франции был официально зарегистрирован как минимум один подобный случай. А где один официальный, полагают Колчестеры, там и десятки незадокументированных. Тем более, что все предпосылки для этого имеются: так, по индийской традиции, тела усопших должны подвергаться кремации, а прах сбрасываться в Ганг. Но у бедняков нет денег на дрова, поэтому тела просто окуривают и сбрасывают все в тот же Ганг. Откуда их вылавливают заготовители кормов.
Если предположить, что среди таких останков могли быть тела больных трансмиссивной губчатой энцефалопатией (transmissible spongiform encephalopathy — TSE, болезнь Крейцфельдта-Якоба, CJD, — а именно это заболевание развивается у человека при попадании в организм возбудителей «коровьего бешенства»), то злополучные прионы могли попасть в корма, а затем — в организм коров. Следует отметить, что прионы очень устойчивы во внешней среде, они спокойно переносят большинство режимов стерилизации.
Таким образом, причинно-следственная цепочка «коровьего бешенства» кардинально меняется, и буренки оказываются совершенно не виноватыми в разразившейся в Британии эпидемии, а также нескольких случаях в других странах мира. Как обычно, люди сами себе создали проблему.
Индия: Мы тут не при чем
В том же номере The Lancet, как это заведено в журнале, высказалась и другая сторона. Индийские товарищи из департамента невропатологии Национального института психиатрии и неврологии отметили, что гипотеза, безусловно, интересная, но искать корни «коровьего бешенства» в Индии более чем абсурдно. За последние 37 лет в стране зарегистрировано всего 85 случаев CJD. При этом родственников, максимально уважая религиозные традиции, все-таки убеждают провести захоронение или, в крайнем случае, кремацию тела. Кроме того, в Индии не было зарегистрировано ни одного случая «коровьего бешенства» и уж тем более передачи его от животных человеку (небольшое уточнение: в Индии коров не едят, поскольку они считаются священными животными). Таким образом, коротко комментарий индийских врачей можно свести к одной фразе: «Этого не может быть!» Осторожной точки зрения придерживаются и некоторые британские эксперты. Например, специалист по прионным заболеваниям Дэвид Браун (David Brown) из университета Бата (University of Bath). В интервью BBC News он заявил: «Несомненно, это возможно. Полностью отвергать эту версию нельзя, однако с точки зрения ее вероятности, на мой взгляд, эта теория находится в конце списка».
С другой стороны, ничего не известно о передаче человеческих прионов животным. В 1980 годах было доказано, что прионы могут сохранить свою инфекционную природу в течение всего цикла переработки биологических отходов при производстве животных кормов.
В 1996 году запрещены животные корма, в которых содержатся кости и мягкие ткани млекопитающих. Тем не менее, и после этого редкие случаи коровьего бешенства продолжали наблюдаться в Великобритании и других странах Европы. Причины их возникновения ученые до сих пор объяснить не могут. А почему бы и нет?
Что можно сказать по поводу теории Колчестеров? Ну а why бы и not… Ведь подобные случаи — когда человечество по недосмотру или сознательно создает себе проблемы того или иного масштаба. Самый свежий случай — с птичьим гриппом в Китае. В результате использования «людских» лекарственных препаратов для лечения домашней птицы, у вируса H5N1 развилась устойчивость к популярному антивирусному средству. И птиц не спасли, и с людьми как-то неудобно получилось. В том смысле, что в случае пандемии птичьего гриппа придется в срочном порядке искать новое лекарство.
Не все благополучно в Китае оказалось и со свиным стрептококком. Эксперты полагают, что злокачественность течения вызванной им инфекции — чаще всего пневмонии — связана с бесконтрольным применением антибиотиков в стране. А тактика замалчивания подобных инцидентов, распространенная во многих государствах, приводит к тому, что мировое сообщество сталкивается уже с вполне окрепшей и набравшей обороты проблемой, а не с ее зародышем, бороться с которым не в пример легче.
Когда мы научимся извлекать уроки из сделанных ошибок — неизвестно. Но глобальность и серьезность каждой новой медицинской проблемы заставляет задумываться — а ведь с какой-нибудь из них человечество уже не сможет справиться. И что тогда?

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…