За что можно посадить врача?

«Наши суды не завалены исками к врачам только благодаря потрясающей юридической безграмотности населения». Преподаватель медправа одного из питерских вузов. «Наши суды не завалены исками к врачам только благодаря потрясающей юридической безграмотности населения». Преподаватель медправа одного из питерских вузов.
Профессия врача очень неоднозначна. С одной стороны — медикам удается спасти жизнь безнадежно больному человеку, а с другой стороны — в кресле стоматолога от укола обезболивающего умирает 8-летний мальчик. Врачи постоянно ходят по лезвию ножа, причем их ошибки помнят куда дольше, чем их заслуги. Недочеты в работе докторов, неправильные действия медицинского персонала в той или иной ситуации могут повлечь за собой не только моральное осуждение или общественное порицание. Они могут привести медика на скамью подсудимых.
За что же можно привлечь врача к уголовной ответственности? Изучая Уголовный кодекс, понимаешь, что практически за все. В последней редакции УК РФ удалось насчитать минимум 35 статей, которые напрямую касаются профессиональной деятельности людей в белых халатах. Но прежде, чем разобраться в том, что такое врачебное преступление, вспомним историю и определимся с терминологией.
Историческая лирика
Медицина находилась под надзором закона с самого своего зарождения. Правда, в разные времена мера ответственности врача за свои действия очень существенно различалась.
В каменном веке, а кое-где в рабовладельческом и даже феодальном обществе, врачевание приравнивалось к магии, волшебству, воздействию сверхъестественных сил. Поэтому жизнь целителя целиком и полностью зависела от здоровья пациента. Вылечил — молодец, будут тебе и лучшее место у костра, и хижина поприличнее, и рабы посильнее, и девушки посимпатичнее. Ну а не вылечил — ждет тебя расправа, скорая и жестокая.
В более развитых рабовладельческих государствах — Вавилон, Древний Египет, Древний Рим — существовали своды законов, где отражались в том числе взаимоотношения пациента и врача. Из 282 законов Хаммурапи (Вавилон, 1792-1750 г до н.э.) 8 напрямую касались медицины. Хотя легче от этого вавилонским медикам не становилось. Судите сами: «Если врач производит кому-нибудь тяжелую операцию медным ножом и причиняет ему смерть, снимает кому-либо бельмо и лишает его глаза, то должно отсечь ему руки». В Древнем Египте и Древнем Риме профессия медика была менее опасна для жизни. Если египетский врач лечил в соответствии с правилами «Священной книги», а доктор-римлянин соблюдал Римское право, то они освобождались от ответственности независимо от исхода лечения. Однако за отступление от канонов, а также за аборты, кастрацию и продажу ядов с целью отравления врач мог серьезно поплатиться. С развитием общества врачей, к счастью, казнить и калечить перестали, ответственность врача за просчеты и преступления в профессиональной деятельности стала рассматриваться с точки зрения частных, коммерческих отношений.
На Руси лекарей казнили за вред, причиненный больному, вплоть до петровских времен. А единый врачебный закон появился только в 1857 году.
В современной России взаимоотношения пациента и врача регулируются несколькими законодательными актами, наиболее значимыми из которых являются Конституция (как основной закон государства) и «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». В «Основах» рассказывается, как врач должен вести себя с пациентом, а что грозит доктору, если он будет вести себя иначе — об этом очень подробно повествует Уголовный кодекс РФ.
Преступление и случай в медицине
Юридическая ответственность врача за свои профессиональные правонарушения — понятие очень широкое. Сюда входит уголовная, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответственность. Нас будет интересовать только одна из них — уголовная, наступающая за совершение преступлений. На сухом языке Уголовного Кодекса преступлением называется виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. В этом определении содержится ряд терминов, которые необходимо пояснить. Прежде всего, виновность означает, что преступление совершается осознанно, виновным в совершении преступления может быть признано лицо, совершившее его как умышлено, так и по неосторожности. Однако виновность в совершении того или иного преступления может установить только суд. Общественно опасным признается такое деяние, которое причиняет или создает возможность причинения ущерба объектам, охраняемым уголовным законодательством, в нашем случае — здоровью и жизни пациента. А если учесть, что этот самый ущерб может создаваться как действием, так и бездействием, то под уголовное право легко попадает практически вся профессиональная деятельность медика, так как именно от врача напрямую зависят жизнь и здоровье пациента. Еще один немаловажный аспект — наличие умысла, прямого или косвенного. При прямом умысле преступник сознает общественную опасность своего деяния, предвидит его общественно опасные последствия и желает их наступления. Таким образом, в медицинской практике очень и очень редко встречаются преступления, совершенные по прямому умыслу. И чаще всего они лежат в сфере личных, а не профессиональных взаимоотношений.
Косвенный умысел характеризуется тем, что преступник не желает, но сознательно допускает возможность преступного результата. Это преступление карается уже в более мягкой форме. А вот если в действиях медработника не существовало ни косвенного, ни тем более прямого умысла, но вред все-таки был причинен, то в данном случае признается невиновное причинение вреда. Это то, что называется в медицине несчастным случаем. Его нельзя предвидеть и нет возможности его предотвратить при условии добросовестного выполнении медиком своих профессиональных обязанностей.
Врачебные грехи с точки зрения УК
Мы уже затрагивали правовой аспект в статьях о врачебных ошибках, о проблеме врачебной тайны, о пересадке органов и такней, о СПИДе, о прерывании беременности. С полным перечнем врачебных преступлений, а также с прейскурантом наказаний за их совершение можно ознакомиться в Уголовном Кодексе РФ.
Рассмотрим одно из наиболее тяжких с точки зрения любого человека, но достаточно трудно доказуемое врачебное преступление, предусмотренное статьей 124 УК РФ — неоказание помощи больному. В тексте статьи прямо указывается, что медицинские работники обязаны оказывать медицинскую помощь гражданам, обратившимся в лечебное учреждение независимо от его ведомственной принадлежности и статуса, а также в дороге, на улице, на дому независимо от времени суток и факта пребывания на отдыхе, в отпуске и т. д. Объект преступления — здоровье человека. Это может быть любое заболевшее лицо. Объективная сторона выражается в бездействии или недобросовестном исполнении своих обязанностей.
Понятно, что субъектом данного преступления может быть только человек с медицинским или фармацевтическим образованием: врачи, фельдшера, медсестры, акушерки, студенты медицинских вузов, прошедшие сестринскую практику, а также провизоры и фармацевты. В случае необходимости эти люди обязаны оказать неотложную помощь нуждающимся. При этом совершенно неважно, где именно работает медик — в сфере здравоохранения или нет. Следует подчеркнуть, что медицинский персонал, не оказывающий медицинскую помощь (сиделка, санитары), ответственность по этой статье не несут.
Медработник вправе отказываться от оказания такой помощи только в трех случаях: болезнь самого медика (и то не всякая, а только препятствующая оказанию помощи); отсутствие соответствующего технического обеспечения (лекарства, инструменты, оборудование, транспорт); наличие крайней необходимости, а именно оказание помощи в это же время другому тяжело пострадавшему или больному. Кроме того, может возникнуть опасная для жизни и здоровья врача ситуация, когда риск, связанный с оказанием помощи, выходит за пределы обычного профессионального риска, например, упавший в расщелину альпинист или больной, находящийся в горящем здании. В таких случаях медик сталкивается с крайней необходимостью принимать меры к самосохранению Однако врач не вправе отказать в помощи ВИЧ-инфицированному или больному бубонной чумой, несмотря на явную опасность для себя, так как борьба с такими опасностями и составляет профессиональную деятельность медика.
Уголовное наказание по этой статье медработник понесет только в случае тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. При наступлении последствия в виде легкого вреда возможно преследование медика только в гражданском или дисциплинарном порядке.
Даешь равные права врача и пациента
Итак, врача можно посадить практически за все. Вот только доказать профессиональное преступление очень и очень сложно. Недаром даже такое громкое дело, как процесс над ветеринаром Александром Дукой, закончилось не очень понятным приговором: признать виновным, но не наказывать.
Врачей часто обвиняют в круговой поруке, мол, своих они не сдают. Это приходится слышать и в адрес военных, работников МВД и представителей многих других «опасных» профессий, трепетно относящихся к чести мундира.
А что еще остается делать медикам, если подавляющая часть законодательных актов защищает интересы пациента, а врачи зачастую предоставлены сами себе. Они объединяются в ассоциации, общества, лиги — и защищаются как умеют.
Растет правосознание граждан, увеличивается и число обращений пациентов в суд и региональные общества защиты прав потребителей с исками о возмещении ущерба, причиненного медицинскими учреждениями и врачами. Причем такие иски могут возникать не только на основе конкретных фактов правонарушений, но и из-за излишне эмоциональной реакции родственников на смерть близкого им человека. Безусловно, попадаются среди медиков и те, кто недобросовестно, а иногда и просто халатно относится к своим пациентов. Таких «эскулапов» мало, но они были, есть и, к сожалению, будут. Но существует и масса совершенно объективных сложностей при оказании медицинской помощи. Они также были, есть и будут и их нельзя не учитывать. Медицина — не математика, здесь нельзя сделать точные расчеты и получить предсказанный результат. Поэтому, учитывая, что занятие медициной всегда связано со значительным риском причинения вреда здоровью пациента, необходимо создать механизм страхования данного вида деятельности, причем на законодательном уровне. Единственным приемлемым вариантом мог бы стать закон об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских работников — по образу и подобию «автогражданки». В Государственной Думе готовится к принятию целый пакет законов, призванных внести ясность в столь непростые отношения, как взаимоотношения врача и пациента. Остается надеяться, что на этот раз все получится как лучше, а не как обычно.
Автор: Алексей Водовозов

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…