Жиры и масла в косметике

В 90-е годы симпатии потребителей и производителей косметики отвернулись от натуральных масел, и произошло это по двум причинам. Во-первых, наука показала, что жир — это плохо, так как избыточное потребление жиров приводит к атеросклерозу, ожирению и ряду других проблем со здоровьем.На этикетках многих современных косметических средств можно прочитать надпись oil free, что означает «не содержит масла». Хорошо это или плохо? И если косметика не содержит масла, то что она содержит вместо него, и нужно ли это нашей коже? Ведь испокон веков масла использовались для смягчения кожи и для защиты ее от обезвоживания. Что изменилось?
В 90-е годы симпатии потребителей и производителей косметики отвернулись от натуральных масел, и произошло это по двум причинам. Во-первых, наука показала, что жир — это плохо, так как избыточное потребление жиров приводит к атеросклерозу, ожирению и ряду других проблем со здоровьем. Во-вторых, в косметическое производство пришли силиконы (в списке ингредиентов их можно различить по окончанию «кон», например, симетикон, циклодиметикон и т.д.) и синтетические производные жирных кислот (обычно они имеют сложные названия, такие как изопропилмиристат и др.) и другие достижения косметической химии. С этими веществами появилась возможность создавать косметические средства с точно заданными характеристиками, что весьма непросто с натуральными маслами. Сейчас потребители уже привыкли к современным кремам, которые не оставляют жирного блеска и почти мгновенно улучшают внешний вид кожи, на которые хорошо ложится косметика и которые имеют привлекательный вид, поэтому, как бы мы не относились к силиконам и прочей «синтетике» в косметике, обратного пути нет, создание современных косметических средств без них невозможно. Так что же насчет масел? Нужно ли избегать их, выбирая «немасляную» косметику, или они все-таки зачем-то нужны? Оказывается, некоторые, вполне определенные, жиры коже нужны, и, более того, они ей необходимы. Потому что косметические масла не только растекаются по коже, смазывают ее и, в какой-то степени, уменьшают потери воды, они еще и поставляют строительный материал для липидов (жироподобных веществ) кожи. Доказано, что кожа способна расщеплять липиды, входящие в состав косметики, и использовать получившиеся фрагменты для строительства тех липидов, которые ей необходимы.
Масла и жиры, входящие в косметику, можно разделить на насыщенные и ненасыщенные. Свойства масел определяются теми кирпичиками, из которых они построены — жирными кислотами. Если в масле много насыщенных кислот, то оно будет твердым при комнатной температуре, а если преобладают ненасыщенные, то масло будет жидким.
Вообще, коже нужны и насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Но насыщенные жирные кислоты она может синтезировать сама, хотя, получив их в готовом виде, она с готовностью их использует. А вот среди ненасыщенных жирных кислот есть такие, которые организм может получать только извне — с едой или через кожу. Их поэтому и называют незаменимые жирные кислоты. К ним относятся линолевая и линоленовая кислоты, а также их производные — гамма-линоленовая, арахидоновая и некоторые другие.
Линолевая кислота широко распространена. Обычно те, кто потребляет достаточное количество растительных масел, не испытывают нехватки этой кислоты. К сожалению, способность кожи получать из линолевой кислоты другие незаменимые жирные кислоты иногда нарушается. Причины этого могут быть различны — стресс, алкоголь, заболевания, старение и др. Важно то, что кожа начинает нуждаться не только в линолевой кислоте, но и в ее производной — гаммалиноленовой кислоте, или ГЛК. А вот она-то встречается лишь в некоторых маслах. В качестве источника ГЛК обычно используют масло бурачника (borage oil), масло ослинника (evening primrose oil), или масло семян черной смородины (black current seed oil).
Иногда, как с едой, так и с косметикой, в организм поступают не те жирные кислоты, в которых он нуждается. Это происходит тогда, когда в еде преобладают мясные продукты, в которых содержится главным образом насыщенный жир, или когда в косметике вместо природных масел содержатся такие неживые масла, как парафин, вазелин, силиконовое масло. В этом случае, коже ничего не остается делать, как синтезировать все жирные кислоты самостоятельно. И, конечно, практически все они получаются насыщенными. Так в коже образуется дефицит незаменимых жирных кислот, что незамедлительно отражается на ее внешнем виде.
Симптомы дефицита незаменимых жирных кислот в коже описаны еще в 30-е годы. Это сухость, шелушение, повышенная чувствительность и раздражительность кожи, что проявляется покраснением и зудом. Сейчас показано, что при дефиците незаменимых жирных кислот происходит, во-первых, нарушение барьерных свойств кожи, в результате чего в нее начинают легче проникать раздражающие вещества, аллергены, микроорганизмы, и, во-вторых, изменение реактивности кожи в стороны большей склонности к воспалительной реакции. Нарушение барьерного слоя кожи, вызванное дефицитом незаменимых жирных кислот, играет важную роль в инициации таких кожных заболеваний, как экзема, псориаз, атопический дерматит и многое другое. Даже аллергия или инфекционные заболевания кожи часто возникают из-за нарушения барьерных свойств кожи, так как микробы и аллергены имеют больше шансов попасть в кожу через поврежденный барьер. С другой стороны, сухость и повышенная чувствительность кожи, вызванные дефицитом незаменимых жирных кислот, являются одной из немногих косметических проблем, которые сравнительно легко устранить.
Сейчас незаменимые жирные кислоты доступны в природных маслах (жидких и в капсулах), в чистом виде (комплекс незаменимых жирных кислот), в составе кремов и комплексных пищевых добавок. Лучшим и наиболее сбалансированным по составу является масло черной смородины, которое содержит не только линолевую и гаммалиноленовые кислоты (так называемые омега 6 кислоты), но и линоленовую кислоту (омега 3 кислоту). Тем не менее, за рубежом, откуда главным образом и поступают к нам пищевые добавки, традиционно более популярны масла ослинника (evening primrose oil) и бурачника (borage oil). В дополнение к этим маслам надо принимать масло, содержащее линоленовую кислоту, например льняное масло, или рыбий жир. Эти масла нужно принимать внутрь и наносить на кожу по вечерам (ни в коем случае не днем, так как они легко окисляются под действием солнца и могут в этом случае стать токсичными для кожи).
Чтобы побудить кожу активнее использовать незаменимые жирные кислоты, которые поступают в составе масел, косметики или пищевых добавок, надо ограничить поступление в организм насыщенного жира в любых формах (в кремах, или с едой). Не менее важно исключить еду, в которой содержатся гидрогенизированные жиры (маргарины), так как в них содержатся опасные двойники незаменимых жирных кислот — транс-изомеры жирных кислот. Клетки организма часто впадают в заблуждение и принимая транс-изомеры за нормальные, природные кислоты, пытаются вовлечь их в свой обмен веществ. Однако эти перевертыши не способны выполнять никакой полезной биологической функции, а, напротив, всем мешаются и стремятся занять чужие места, что приводит к различным нарушениям в работе клеток.
Коже необходимо не только разобрать масла, поступившие извне, на жирные кислоты, но и синтезировать из этих жирных кислот нужные ей вариации. В этом процессе участвует ряд ферментов, которые очень чувствительны к повреждениям. Поэтому в период восстановления биологического баланса своей кожи надо максимально ограничить вредные влияния на нее (УФ-излучение, алкоголь, сигаретный дым, косметические средства, содержащие спирт и ацетон, ПАВ). Следует умываться мылом не чаще раза в день, используя при этом пережиренное мыло (или специальное мыло для чувствительной кожи), а после умывания наносить на лицо косметические масла или увлажняющий крем.
В заключение скажем, что незаменимые жирные кислоты важны не только для кожи, потому что организму они так же необходимы, как витамины и минералы. Исследования показывают, что незаменимые жирные кислоты помогают снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний, улучшают работу иммунной и нервной системы, и даже уменьшают неприятные симптомы менопаузы. Поэтому сейчас, в противоположность прежнему лозунгу «жир — это плохо» (fat is bad), который в свое время привел к появлению на полках американских магазинов обезжиренных продуктов и обезжиренной косметики, выдвигается новый — «получи хороший жир» (get a good fat). Соответственно, период борьбы со всеми жирами в еде и косметике скоро должен закончиться и уступить место более разумному отношению.

Анна Марголина, к.б.н.
Copyright © 2002 Cosmetics & Medicine. All rights reserved.

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…