Бетадин

Опыт применения препарата Бетадин для лечения кольпитов разной этиологии
Дата публикации: 01-01-2003
Раздел: Акушерство и гинекология
Опыт применения препарата Бетадин для лечения кольпитов разной этиологии
В.А. Лискович, М.В. Кажина, Н.П. Лознухо,
П.И. Крупский, В.А. Зубец
Управление охраны здоровья Гродненского облисполкома,
Гродненский государственный медицинский университет

Experience of the preparation «Betadin» use for treatment of different etiology’s colpitis
V.A. Liskovich, M.V. Kazhina, N.P. Loznukho, P.I. Krupsky, V.A. Zubets

Кольпит (вагинит) — инфекционно-воспалительное заболевание влагалища, вызываемое различными возбудителями, передаваемыми половым путем, или неспецифической микрофлорой.
Возникновению кольпита способствуют различные нарушения трофического и гормонального характера, а также изменения в количественно-качественных взаимоотношениях между патогенной и условно-патогенной резидентной микрофлорой половых путей. Во влагалище здоровой женщины обитает большое количество микроорганизмов, условия существования которых симбиотичны. Микрофлора влагалища в норме содержит палочковидную флору (лактобациллы, коринебактерии и дифтероиды); кокковую флору (анаэробные и в основном аэробные кокки, гемолитические и негемолитические стрептококки, b-гемолитические стрептококки, энтерококки). Реже встречаются клебсиелла, энтеробактерии, представители вида Proteus, кишечная палочка, а также грибы рода Candida.
По данным В.Н. Сметник, важнейшая функция нормальной микрофлоры состоит в обеспечении совместно с местными и общими иммунными факторами колонизационной резистентности, обеспечивающей оптимальное соотношение микробных ассоциантов, определяющих нормальную микрофлору каждого биотопа [3].
Нормобиотическое существование эндогенной микрофлоры обеспечивается, помимо колонизационной резистентности, гормонально-трофическими циклическими изменениями в слизистой оболочке влагалища, продукцией веществ, обладающих антимикробными свойствами (лизоцим, бактериоцины и др.), местных факторов иммунной защиты (активаторы фагоцитарной и ферментативной активности).
Характер микрофлоры влагалища изменяется с возрастом, трансформируясь из лактозависимого (в ре-продуктивном возрасте) в анаэробный (в постменопаузе).
Инфицирование влагалища происходит чаще всего половым путем, а также в результате лечения антибиотиками любых инфекционных заболеваний (активация эндогенной патогенной микрофлоры), при проведении различных диагностических и лечебных инвазивных манипуляций.
С учетом вышеизложенного становится понятным особое внимание акушеров-гинекологов к препаратам, используемым для санации влагалища и лечения кольпитов как во время беременности, так и в предгестационном периоде при планировании беременности [1].
Основные аспекты, определяющие тактику применения препаратов для лечения кольпитов во время и вне беременности:
• мультимикробная картина кольпита и дисбиоза;
• необходимость минимизации системного действия препарата (особенно при беременности);
• затруднения в формировании нормального биоценоза влагалища.

В этом смысле большого внимания заслуживает препарат фирмы «Egis» (Венгрия) — Бетадин. Поливидон-йод, являющийся химической основой препарата, обладает выраженным бактерицидным, спороцидным, противовирусным и противогрибковым действием, эффективным против большинства патогенных микроорганизмов, вызывающих клинику кольпита.
Произведено клинико-микробиологическое обследование 32 пациенток в возрасте 21—39 лет с признаками кольпита. Микробиологический анализ выявил различные доминирующие штаммы микроорганизмов. У 78% женщин преобладали E.сoli, St.аureus, различные анаэробы (мобилункусы, гарднереллы и др.) (рисунок). «Бетадин» применялся в разведении 1:10 путем спринцеваний в течение 10 дней 1 раз в сутки с последующим этапом восстановления микрофлоры влагалища эубиотиками (кисломолочные продукты: бифидо-кефир, мечниковская простокваша, бифитат и др. в сочетании с бифидум- и лактобактерином по 5 доз каждого на 1 процедуру).
Оценка результатов лечения производилась по бактериоскопической картине влагалищного мазка, возможности бактериологического выявления доминирующей микрофлоры после лечения Бетадином, но до использования эубиотиков. Бактериоскопия мазка через 48 ч после последнего спринцевания выявила крайне скудное содержание микрофлоры во влагалище, включая лактофлору. Учитывая крайне скудный микробиологический материал, нам не удалось определить бактериологическую картину доминирующих штаммов после лечения Бетадином. Клинические проявления кольпитов имели явную тенденцию к уменьшению уже после 3-го спринцевания. Последующее применение эубиотиков было более успешным по сравнению с их использованием у женщин, применявших другие антибактериальные местные препараты для лечения кольпитов. Нами не было зарегистрировано случаев непереносимости Бетадина.
Н.М. Подзолковым и соавт. [2] подчеркивается, что нарушение колонизационной резистентности влагалища очень часто имеет ятрогенную причину, когда пробная терапия кольпитов не покрывает возможный патогенный спектр, формируя таким образом популяции антибиотикорезистентных штаммов микроорганизмов, крайне трудно поддающихся терапии. Мы также считаем, что это может приводить к усилению или даже формированию вирулентных свойств у резидентной микрофлоры. Этот факт может объяснять упорное течение бактериальных вагинозов и кандидозов.
Суммируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что Бетадин может выступать в виде препарата выбора при санации влагалища или лечении кольпитов неясной этиологии. Мы также предлагаем более широкое применение этого препарата у беременных, преимущественно в виде суппозиториев. Беременность — один из наиболее критических периодов в жизни женщины, когда в силу различных причин может происходить как активация эндогенной микрофлоры, так и инфицирование влагалища патогенными микроорганизмами. В связи с беременностью в организме женщины происходит ряд изменений, способствующих возникновению воспалительных заболеваний влагалища. Эти общие и местные изменения приводят к формированию условий для инфицирования влагалища, распространения инфектов различными путями (континуитатом, лимфогенно, гематогенно, межоболочечно и т.п.), что приводит к вертикальному переносу инфекции или инфицированию околоплодных вод, оболочек, плаценты. Особое значение эта проблема приобретает также из-за высокого риска интранатального поражения плода. Препараты, применяемые у беременных для лечения вагинальной инфекции, должны отвечать таким требованиям, как отсутствие тератогенного и мутагенного действия на плод, низкая токсичность для плода и матери, эффективность, переносимость, минимальная частота выработки резистентности у возбудителей и т.д. В последние годы значительно расширился арсенал фармацевтических средств, появились препараты с улучшенными фармакокинетическими свойствами, меньшей токсичностью и высокой активностью. Интравагинальное применение лекарственных средств следует признать предпочтительным из-за резкого снижения их системной абсорбции, что сводит к минимуму потенциальную возможность побочных эффектов. Кроме того, быстрее наступает редукция клинической симптоматики и выздоровление. Следует отметить, что разработка новых препаратов идет по пути снижения длительности их применения (более короткие курсы лечения). Существует множество препаратов и схем лечения вагинальной инфекции во время беременности. Это создает определенные сложности для практических врачей при выборе препарата для лечения вагинита у беременных женщин.
Таким образом, имеется ряд веских доводов, позволяющих более широко использовать Бетадин в клинической практике акушера-гинеколога, включая санацию влагалища и лечение кольпитов во время беременности, особенно в тех случаях, когда высок риск антенатального или интранатального инфицирования.
Характерной особенностью препарата Бетадин, позволяющей применять его более широко во время беременности, является возможность редукции системного действия путем приема йодированной соли в дозах суточной потребности, а также снижения адгезивных свойств влагалищного эпителия во время беременности, усиленной элиминации поверхностных клеток.
ЛИТЕРАТУРА
1. Малевич К.И., Русакевич П.С. // Лечение и реабилитация при гинекологических заболеваниях. — Мн.: Высш. школа, 1994. — 368 с.
2. Подзолков Н.М., Железнов Б.И., Стрижаков А.Н. // Акушерство и гинекология. — 1991. — № 9. — С. 65—70.
3. Сметник В.Н., Тумилович Л.Г. // Неоперативная гинекология: руководство для врачей. — ФПпСОТИС, 1995. — 224 с.
Статья опубликована в журнале Медицинские новости

Эта статья / новость опубликована на сервере MedLinks.Ru
URL статьи / новости http://www.medlinks.ru/article.php?sid=6677
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru/

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий


About Беркегейм Михаил

Я родился 23 ноября 1945 года в Москве. Учился в школе 612. до 8 класса. Мама учитель химии. Папа инженер. Я очень увлекался химией и радиоэлектроникой. Из химии меня очень увлекала пиротехника. После взрыва нескольких помоек , я уже был на учете в детской комнате милиции. У меня была кличка Миша – химик. Из за этого после 8 класса дед отвел меня в 19 мед училище. Где меня не знали. Мой отчим был известный врач гинеколог. В 1968 году я поступил на вечерний факультет медицинского института. Мой отчим определил мою профессию. Но увлечение электроникой не прошло, и я получил вторую специальность по электронике. Когда я стал работать врачом гинекологом в медицинском центре «Брак и Семья» в 1980 году, я понял., что важнейшим моментом в лечении бесплодия является совмещение по времени секса и овуляции. Мне было известно, что овуляция может быть в любое время и несколько раз в месяц. И самое главное, что часто бывают все признаки овуляции. Но ее не происходит. Это называется псевдоовуляция. Меня посетила идея создать прибор надежно определяющий овуляцию. На это ушло около 20 лет. Две мои жены меня не поняли. Я мало времени уделял семье. Третья жена уже терпит 18 лет. В итоге прибор получился. Этот прибор помог вылечить бесплодие у очень многих женщин…